Дело табак, или случайное открытие ученых Техниона

Наука и технологии07 августа 2013 года

История знает немало примеров, когда те или иные научные открытия делались благодаря ошибке или исследованию, проводимому в смежной области. Так случилось и на этот раз: ученые из Техниона проводили исследование по увеличению продолжительности жизни табака.

В ходе эксперимента они ввели растениям так называемый «гормон молодости» (гормон из группы цитокининов). Их изумлению не было предела, когда попутно выяснилось, что растения, подвергнутые воздействию генетических технологий, оказались более жизнестойкими и потребляющими незначительные количества воды.

Об этом рассказывает израильский портал walla.

Возглавлявший исследование профессор Техниона Шимон Гепштейн, специализирующийся в сфере молекулярной биологии, рассказал о том, как проводился эксперимент. Ученые сконструировали устройство, подобное термостату, с помощью которого гормон цитокинин вводился всякий раз, как снижался его уровень. «Обычная продолжительность жизни табака составляет около четырех месяцев, – сказал он. – Подопытные растения прожили вдвое больше, продолжая цвести и плодоносить, в то время как контрольные растения давно засохли и погибли».

Подобная картина наблюдалась и в отношении листьев табака. После того, как с растений были срезаны листья, выяснилось, что листья обычного растения табака в течение семи дней засохли, а листья табака, прошедшего технологическую обработку «гормоном молодости», оставались зелеными и свежими втрое дольше.

В исследовании отмечается, что ученые сделали свое открытие случайно. После проведения эксперимента они оставили растения, которые до этого поливались каждые три дня, без присмотра. Каково же было изумление ученых, когда по прошествии целого месяца, в течение которого растения табака были лишены живительной влаги, они нашли их такими же свежими и зелеными, как и прежде. В ходе последующих экспериментов исследователи убедились, что необыкновенные свойства модернизированного табака проявились не случайно и что использование «гормона молодости»  ведет к значительному снижению потребности растений во влаге.

Профессор Гепштейн уточнил, что технологически модифицированные растения потребляют в три раза меньше воды, чем обычные, при этом их урожайность не снижается.

Это открытие имеет огромное значение для сельского хозяйства засушливых регионов, в число которых входит и Израиль. «Если в начале зимы посеять в Негеве пшеницу, то с первыми дождями она даст хорошие всходы, но не доживет до жатвы, ибо ростки засохнут без осадков. Благодаря новой технологии ростки пшеницы будут более устойчивы на протяжении более длительного периода без орошения. Засушливые периоды в ближайшем будущем станут более частыми и продолжительными в свете прогнозируемого изменения климата на всей планете», – подвел итог профессор Гепштейн.