Голубые крабы, кальций и космос

Наука и технологии14 апреля 2019 года

Нынешняя весна в Израиле проходит под знаком космоса – и это совершенно понятно, ведь несмотря на неудачное прилунение спутника «Берешит», до Луны он все же долетел и выполнил большую часть своей миссии. А это значит, что космическая программа в нашей стране будет продолжаться.
Поэтому любая тема, связанная с освоением звездного и лунного неба, сегодня актуальна в Израиле как никогда. В частности, тема длительного пребывания в условиях невесомости, неизбежно связанная с необходимостью дальних полетов и освоения новых планет.

Известно, что астронавты (или космонавты, если вам больше по душе советское название этой профессии) подвергают свои жизни и здоровье огромному риску во время полетов. Помимо рисков аварий, разгерметизации, потери управления или крушений летательных аппаратов, они испытывают огромные нагрузки, как физические, так и эмоциональные, подвергаются радиоактивному излучению и разрушительному воздействию невесомости.

Да-да, невесомость – злейший враг астронавта. Это только на первый взгляд кажется, что полеты во вне и наяву на борту космической станции – сплошное удовольствие. На самом деле удовольствие это сомнительное, а самое главное – небезопасное.

Оказывается, во время долгого пребывания на борту корабля или станции астронавты теряют мышечную и костную массу вследствие невесомости. Потери эти весьма ощутимы и достигают в среднем полутора процентов в месяц. При длительном пребывании в условиях невесомости у человека впоследствии может развиться остеопороз. Это очень коварное заболевание, большая часть которого проходит без симптомов. Постепенно разрушается костная ткань, что может привести к тяжелым переломам. Вот почему максимальный срок пребывания астронавтов в космосе ограничен шестью месяцами.

По возвращению на Землю астронавтам предстоит длительный процесс реабилитации, время на полное восстановление мышечной и костной массы может занимать от трех до пяти лет.

Чтобы избежать пагубных последствий воздействия невесомости, астронавты принимают кальций в биодобавках, но эта мера оказывается недостаточно эффективной.

Недавние израильские исследования показали, что так называемый аморфный кальций в этом отношении работает в несколько раз лучше.

Препарат под названием «Денсити» представила израильская компания «Аморфикал» после серии успешных испытаний с веществом под названием «аморфный кальций». До того, как оправить свой кальций в космос, исследователи провели клинические испытания на земле, а точнее, в нескольких израильских больницах, где проверяли воздействие препарата на больных, страдающих остеопорозом. По словам разработчиков, их препарат способен ускорять рост клеток костной ткани в стрессовых условиях, в том числе в условиях невесомости. Усвояемость кальция повышается в четыре раза.

После обнадеживающих результатов на земле было решено проверить воздействие аморфного кальция в космосе. Эксперимент с аморфным кальцием был проведен в рамках программы Ramon Spacelab в сотрудничестве с Фондом Рамона имени астронавта Илана Рамона и Асафа Бено, Израильского космического агентства, Министерства науки и технологий, Министерства образования и НАСА (Космического агентства США). Первые испытания проводились на клеточном уровне и показали, что отправленные на орбиту клетки костной ткани (остеобласты), обогащенные аморфным кальцием, развивались быстрее и активнее, чем обычные, несмотря на длительное воздействие негативных стрессовых факторов.

В природе аморфный кальций встречается у голубых крабов – уникального вида членистоногих, способных восстанавливать свой панцирный покров за трое суток, в то время как у других видов крабов на это уходят недели и даже месяцы. В «Аморфикал» научились синтезировать аморфный кальций и создали их него пищевую добавку. В пустыне Арава находится биотехнологическое предприятие, которое специализируется на производстве пищевых добавок на основе аморфного кальция.

Генеральный директор «Аморфикал» Йоси Бен считает, что космические исследования аморфного кальция, безусловно, помогут продвинуть эту тему и привлечь к ней внимание, но все же главной задачей руководимого им предприятия является производство пищевой добавки, которая поможет людям, страдающим остеопорозом, повернуть деструктивный процесс вспять и значительно повысить качество жизни.

… Чем дальше мы идем по пути прогресса, тем больше удивительных и даже парадоксальных открытий ждет нас на этом пути. И открытия эти не всегда приятны. Помните, как на протяжении всех предшествующих столетий человеческой истории мы стремились преодолеть земное притяжение? Люди строили летательные аппараты, воздушные шары или просто мечтали о полетах: «Отчего люди не летают, как птицы?». Век двадцатый отпраздновал полную победу над гравитацией, но принес с собой множество других проблем. Но на то и существует неутомимый человеческий разум. В прошлом веке победили гравитацию, в нынешнем – справимся и с остеопорозом.

Вера Рыжикова