КАЛЕЙДОСКОП НОВОСТЕЙ 1 – 15 сентября 2018

Израиль сегодня16 сентября 2018 года

По материалам израильской прессы 1 – 15 сентября 2018

НАУКА И ТЕХНОЛОГИЯ

Падающие луны: ученые разгадывают тайны рождения Земли

Команда ученых из Техниона, Вены и Тюбингена занималась изучением судьбы малых лун – предполагаемых спутников Земли в период ее «бурной юности».
Луна – единственный естественный спутник Земли, и процесс ее появления на свет продолжает интересовать астрофизиков. Однако, по всей видимости, прото-Земля когда-то обладала не одним естественным спутником.

Исследования показывают, что когда-то Землю окружало еще несколько небольших лун, но их происхождение остается загадкой. Доктор Ури Маламуд и профессор Хагай Перец из хайфского технологического института Технион, а также Кристофер Бургер из Венского университета и доктор Кристоф Шафер из университета Тюбингена изучали вопрос происхождения малых лун. Комплексные симуляции, созданные исследователями, показывают, что малые луны могли упасть на Землю, изменив тем самым состав земной мантии. Результаты исследования были опубликованы в ежемесячнике британского Королевского Астрономического Общества.

Принятая сегодня теория гласит, что Луна возникла около 4,5 миллиардов лет назад во время столкновения прото-Земли с другой прото-планетой размером с Марс. Эту планету астрофизики называют Тея. Столкновение привело к формированию вокруг Земли диска из осколков обеих прото-планет. Со временем из этого диска сформировалась Луна в том виде, в котором она так хорошо знакома нам сегодня.

Однако новейшие исследования показывают, что «юность» нашей планеты была еще более бурной – Земля пережила не одно столкновение с другими крупными небесными телами и большое количество столкновений с мелкими. Эти столкновения привели к появлению малых лун, размеры которых исследователи оценивают в пределах от 1/6 до половины массы Луны.

Команда ученых из Техниона, Вены и Тюбингена занималась изучением судьбы этих малых лун. «Есть три варианта развития событий: малые луны были притянуты гравитацией и сформировали более крупные объекты, из которых со временем сформировалась Луна; некоторые малые луны были выброшены из гравитационного поля Земли или – третий вариант – они могли быть притянуты гравитацией к Земле», – объясняет доктор Кристоф Шафер. – «Мы изучаем все три варианта, и на этот раз опубликовали свои выводы по третьему из них».

Для симуляции столкновений малых лун с Землей ученые использовали компьютерную программу, разработанную под руководством доктора Шафера в Тюбингенском институте астрономии и астрофизики. Сами расчеты осуществлялись компьютерными кластерами в Тюбингене и в Израиле. Программа использовала гидродинамику гладких частиц для моделирования процесса и графические процессоры для ускорения сложных вычислений.

100 недель вычислений

Астрофизики приняли за основу упрощенную модель прото-Земли и падающей малой луны, в которой оба планетных тела имели железное ядро и силикатную мантию. Группа провела более 70 симуляций столкновения малой луны с Землей, изменяя угол падения, размер малой луны и скорость вращения Земли. По словам доктора Ури Маламуда, в общей сложности вычисления заняли 100 недель машинного времени.

Доктор Маламуд проанализировал в Хайфе результаты симуляций и установил, какие фрагменты небесных тел могли бы покинуть систему, какие оказались бы на орбите, и какие стала бы частью Земли. Он вычислил также изменения в периоде вращения Земли, вызванные столь катастрофическими небесными коллизями.

«Наши результаты показывают, что когда малая луна падает на Землю, ее вещество не распределяется равномерно. Такого рода столкновение может привести к ассиметрии и к неоднородностям в составе земной мантии», – отмечает доктор Маламуд. «Это совместное исследование дает нам более полную картину того, как появилась Луна, и помогает нам лучше понять процесс формирования планет в Солнечной системе».

Источник: mfa.gov.il

Команда IBM Israel представила Нетаниягу искусственный интеллект «Дебатер»

В понедельник, 3 сентября, премьер-министр Биньямин Нетаниягу встретился с генеральным директором IBM Israel Даниэлем Малкой, главой исследовательской лаборатории IBM Israel доктором Одедом Коэном, руководителем исследований IBM в области искусственного интеллекта доктором Айей Софер и руководителями проекта «Дебатер» доктором Ронит Аароновой И доктором Ноамом Слонимом. Встреча проходила в канцелярии главы правительства в Иерусалиме.

Пресс-служба главы правительства сообщила, что команда IBM представила главе правительства результаты своих исследований в области искусственного интеллекта, результатом которого стал проект «Дебатер», работа над которым ведется в лаборатории IBM в Хайфе. На встрече также обсуждались технологии будущего.

Открытие в Израиле: лечение в барокамере помогает онкологическим больным

Двухмесячный курс в барокамере уменьшает побочные действия радиотерапии при раке.

Израильские врачи установили, что лечение кислородом под повышенным давлением в барокамере позволяет устранить побочные эффекты от облучения опухолей. Специалисты призвали лечащих врачей сообщать пациентам о такой возможности, тем более что процедуры субсидируются в рамках государственной корзины здоровья.

В статье в новом выпуске израильского медицинского журнала «Ха-Рефуа» («Медицина») ее авторы, д-р Галья Мизрахи, д-р Земер Ванг и д-р Эяль Беркович из Института гипербарической медицины в Эйлате и больницы «Йосефталь», отмечают, что повреждение здоровых тканей при облучении наблюдается у 5-15% больных. Его объем зависит от дозы и места облучения, а также от возраста больного. Наиболее часто осложнения наблюдаются в области головы, шеи, грудной клетки и таза. Симптомы иногда проявляются сразу после процедур, а иногда – через недели, месяцы и даже годы после облучения.

Существующие на сегодняшний день лекарства помогают лишь частично. Помимо приема лекарств больным нередко приходится подвергаться хирургическому лечению, вплоть до ампутации органов, а также прижиганию кровоточащих участков. Это существенно снижает качество их жизни и порой становится причиной инвалидности и одиночества.

В статье приводятся истории болезни двух больных, страдавших от осложнений лучевой терапии. После лечения в барокамере у них наблюдалось значительное облегчение симптоматики вплоть до полного заживления поврежденных участков тела.

В одном случае у 53-летней женщины, которой удалили опухоль в области шеи с последующей радиотерапией, развились тяжелые повреждения шейных тканей сразу после облучения.

У второго больного, 72 лет, которого лечили от рака простаты облучением и гормонами, были повреждены радиацией мочевой пузырь и кишечник.

Обоим пациентам назначили гипербарическую оксигенацию (лечение кислородом под давлением) в барокамере, и у них полностью зажили поврежденные органы и ткани.

Успех процедуры подтвердили рентгеновские снимки и мнение самих больных, которые отметили существенное улучшение качества жизни. Курс лечения включал 60 сеансов, проводившихся 5 раз в неделю.

Авторы статьи в журнале «Ха-Рефуа» отмечают, что лечение с применением барокамеры не только эффективно, но и безболезненно. Врачи, по их мнению, должны направлять на него онкологических больных, страдающих осложнениями радиотерапии опухолей.

Источник: vesty.co.il

В Нетании утверждено строительство магнитного фуникулера со скоростью 300 км/ч

Муниципальная комиссия по планированию и застройке в Нетании утвердила к реализации план строительства скоростного магнитного фуникулера, который должен соединить разделенные шоссе номер 4 части города.

Фуникулер по технологии SkyTran будет построен между железнодорожной станцией «Сапир» и кварталом Кирьят-Нордау.

Программа строительства будет частично финансироваться министерством транспорта и оборонного концерна «Авиационная промышленность». Скорость передвижения кабинки фуникулера будет составлять до 300 км/ч. Каждая кабинка-капсула будет рассчитана на двух человек, а передвигаться они будут с помощью магнитной левитации.

ЦСБ: израильтян уже почти 9 миллионов, 89% из них довольны жизнью

Через год в Израиле будет 9 миллионов граждан, в 2024 году – 10 миллионов, в 2048-м – 15 миллионов и в 2065-м – 20 миллионов. Такой рост вполне возможен, если в Израиле сохранится нынешний уровень рождаемости, который считается самым высоким среди развитых стран.

4 сентября, в канун нового, 5779 года по еврейскому календарю (Рош ха-Шана), Центральное статистическое бюро Израиля публикует данные о населении еврейского государства и дает прогнозы на будущее. Из них следует, что сейчас в Израиле проживают 8.907.000 граждан, из них 6,625 млн евреев (74,4%), 1,864 млн (20,9%) арабов и 418 тысяч (4,7%) представителей других общин. Рядом с ними живут 166 тысяч иностранных граждан.

За последний год в Израиле родилось 175 тысяч новых граждан, а умерло 43 тысячи человек. Вдобавок население еврейского государства пополнилось 25 тысячами новых репатриантов.

Население Израиля считается довольно молодым по сравнению с другими развитыми странами благодаря самой высокой рождаемости (3,11 ребенка) среди прочих стран – членов Организации экономического развития и сотрудничество (OECD). 28,3% израильских граждан – дети до 14-летнего возраста, тогда как в странах OECD аналогичный среднестатистический показатель составляет всего 16,4%.

Вместе с тем ускоренными темпами растет – и будет продолжать расти – количество пожилого населения. Если в конце 2016 года в Израиле проживало 240 тысяч граждан в возрасте от 80 лет и старше, то в 2065-м таковых, предположительно, будет 1,2 миллиона.

20% территории Израиля отведено под сельскохозяйственные угодья, 7,3% определяются как леса и парки, 2,4% – водоемы.

Большинство населения Израиля проживает в центральной части страны. 16,1% граждан живут в одном только Тель-Авиве, 24,5% – вообще в Центральном округе. Поэтому плотность населения там самая высокая по стране – 8,072 человека и 1,635 человека на квадратный километр, соответственно.

На севере проживает 16,2% населения Израиля, а плотность составляет всего 313 человек на квадратный километр. В Южном округе живут 14,4% населения, а плотность там – 88 человек на квадратный километр. Остальные проживают в Иерусалимском и Хайфском округах.

Согласно ЦСБ, 89% израильтян довольны или даже очень довольны своей жизнью в родной стране. При этом 6% живут с постоянным ощущением одиночества.

84% израильтян определяют состояние своего здоровья как хорошее или очень хорошее. 51% периодически занимаются физкультурой, а 30% делают это как минимум трижды в неделю. При этом 52% (45% мужчин и 57% женщин) признались, что хотели бы похудеть.

Согласно обнародованной информации, за последние 12 месяцев в Израиле появился на свет 168.441 младенец, скончались 41.165 граждан. За тот же период в страну прибыли 24.496 репатриантов. 61.180 сыграли свадьбы и 24.868 развелись.

Источник: strana.co.il

В Холоне создан детский парк «Чебурашка и его друзья»

В среду, 5 сентября, в 17:00 в Холоне, по адресу бульвар Моше Шарет 27, состоится торжественная церемония открытия новой детской площадки и парка скульптур «Чебурашка и его друзья». Накануне прошла презентация для журналистов.

Для этого парка скульптором Леонидом Зильбером было создано пять бронзовых скульптур героев мультфильмов, снятых по сценариям Эдуарда Успенского – Чебурашка, Крокодил Гена, Старуха Шапокляк, Кот Матроскин и Пес Шарик. Планирование новой детской площадки было осуществлено ландшафтным архитектором Кармелой Габриэль.

На официальной странице мэрии Холона отмечается, что этот парк создан по мотивам мультфильмов, которые популярны среди выходцев из бывшего СССР.

В Холоне, который иногда называют «детской столицей Израиля», есть более 50 тематических парков, в том числе по мотивам детских книг. В частности, неподалеку от нового парка Чебурашки есть парк, созданный по мотивам сказки «Саба Элиезер вэ а-гезер» – ивритского варианта русской народной «Сказки о репке».

Израильские школьники завоевали три медали на олимпиаде по информатике в Японии
На прошлой неделе завершилась 29-я Международная олимпиада по информатике среди школьников старших классов (International Olympiad in Informatics, IOI), которая проходила в Цукубе (Япония). Израильское издание «Исраэль а-Йом» отмечает успешное выступление сборной Израиля.

Трое израильтян завоевали медали этой олимпиады: Нир Шалмон из школы «Бен-Цви» в Кирьят-Оно – «золотую», Рои Синай из школы «Атид Лод» в Кфар Ораним – «серебряную», Ноам Гутерман из школы ОРТ в Кирьят-Моцкине – «бронзовую».

Отметим, что в августе этого года Рои Синай стал также призером 59-й Международной математической олимпиады, проходившей в Румынии.

В общей сложности, «золотых» медалей олимпиады по информатике были удостоены 30 лучших участников. В личном зачете среди них лидирует Бенджамин Ки из США. Второе и третье места разделили представители Китая. Израильтянин Нир Шалмон занял 14-ю строчку рейтинга. В ТОП-30 есть также имена представителей Грузии, Беларуси, Японии, Турции, Вьетнама, России, Южной Кореи, Малайзии, Сингапура, Польши, Болгарии, Аргентины, Украины, Канады и Ирана.

Линой Ашрам вторая в мире, она — серебряная королева

Фантастический сезон Линой Ашрам продолжился в Болгарии на ЧМ по художественной гимнастике. Она заняла второе место в многоборье, это случилось впервые в истории израильской художественной гимнастики.

Россиянка Дина Аверина защитила титул чемпионки мира в личном многоборье, Линой Ашрам – вторая, еще одна россиянка Александра Солдатова третья.

Для 20-летней Авериной это пятое золото на этом турнире и восьмое в карьере.

Чемпионат мира, София (Болгария)
Личное многоборье

1. Дина Аверина (Россия) – 81,450

2. Линой Ашрам (Израиль) – 79,700

3. Александра Солдатова (Россия) – 79,175

Напомним, что 19-летняя Ашрам на прошлой неделе была признана спортcменкой года в Израиле.

КУЛЬТУРА

Рисунки на компьютерных дискетах: израильская художница вдохнула жизнь в старую технологию

Выставка художественных миниатюр Мелины Гварам открылась в тель-авивском Доме искусств «Бейт-оманим». Сотни художественных миниатюр на квадратиках компьютерных дискет – основное содержание персональной выставки художницы Мелины Гварам «Зикарон билти надиф» («Неисчезающая память»).

Последние два года Мелина, используя смешанную технику, писала свои работы (портреты, жанровые сцены, картинки из повседневной жизни) на десятках дискет.

Миниатюрными «холстами» для художницы послужили дискеты из пластика, покрытого слоем намагниченного материала, размером 15 на 15 см. Весьма экспрессивны портреты, передающие боль, страдание и одиночество безымянных персонажей. Трогательного и по-детски чистого наива полны изображения животных, действительно напоминающие рисунки ребенка.

Еще 20 лет назад магнитные дискеты были обычным способом хранения и передачи информации. С развитием современных технологий они быстро вышли из употребления. Но художница Мелина Гварам нашла оригинальное применение этому отжившему носителю информации, вдохнув в бывшие дискеты вторую жизнь.

Источник: vesty.co.il

Музей Иерусалима покажет Старый Город в виртуальном формате

Музей Башни Давида, который находится в древней крепости Старого Города, в этом месяце позволит посетителям гулять по древнему Иерусалиму в виртуальном формате.

Виртуальная программа под названием «Шаг в историю» позволит посетителям музея «ходить по улицам Иерусалима, наслаждаться настоящим и оглядываться на прошлое», – передали слова директора башни Давида Эйлата Либера на The Times of Israel.

Специалисты из Управления израильских древностей совместно с работниками музей воссоздали картину Иерусалима таким, каким он был при царе Ироде и Иисусе со всеми подробностями архитектуры и обзором в 360 градусов.

«Существует много разных мнений о том, как Иерусалим выглядел в древнем мире … Конечно, мы хотим отдать должное Иерусалиму и сделать его максимально точным», – прокомментировал проект один из создателей системы VR «Литодомос» Саймон Янг. Всего виртуальный тур занимает 2 часа.

По его словам, воссоздать древний Иерусалим было особенно трудно, так как никто точно не знает, как он выглядел, исследователи полагались на анализ стен древних построек, писания и предположения. Однако создатели виртуального тура выбрали именно стык тысячелетий из-за того, что город в этот период переживал свой рассвет: как известно, царь Ирод внес весомую лепту в развитие Иерусалима.

Так, по его инициативе был расширен еврейский храм в Иерусалиме, крепость и дворец, где сегодня стоит Башня Давида. Его памятники, в том числе крепость на вершине горы в Масаде и портовый город Кесария, являются одними из самых посещаемых мест в Израиле.

Подобные проекты команда уже воплотила в жизнь с Лондоном, Римом, Афинами и другими городами

Источник: mignews.com

Объявлена столица «Евровидения-2019» — это Тель-Авив

Европейский вещательный союз объявил в четверг свое решение — конкурс «Евровидение» состоится в Тель-Авиве 14, 16 и 18 мая 2019 года.

Основная сцена конкурса — 2-й выставочный павильон «Ганей Тааруха», который вмещает 10 тысяч зрителей. Рядом располагается меньший зал для прессы и групп поддержки.

Билеты появятся в продаже зимой, их можно будет купить по интернету.

14 и 16 мая страны посоревнуются в полуфинале, от которого Израиль освобожден как страна-хозяйка. Главное действие состоится в субботу 18 мая. Во время проведения конкурса будет работать «Евро-вилладж», где пройдут выступления артистов, мероприятия, посвященные конкурсу, будут продаваться сувениры. У мэра Тель-Авива есть предложение, где устроить эту «тусовку», но место еще окончательно не утверждено.

24 страны уже подтвердили участие в конкурсе, до января принимаются новые заявки. Ожидается также, что в город приедут около 20 тысяч туристов. Муниципалитет Тель-Авива говорит, что городу это принесет 100 миллионов шекелей прибыли.

Источник: israelinfo.co.il